ru

Выбор субподрядчика при перевозке

15 марта 2013

Выбор субподрядчика при перевозке Ниже приведены рекомендации по противодействию мошенникам при организации грузоперевозок.

Обращаем внимание на рост числа хищений дорогостоящих и высоколиквидных грузов: одежда, косметика, средства личной гигиены, мебель, продукты питания, бытовая и компьютерная техника, мобильные телефоны, аудио-видео аппаратура, автозапчасти, шины, металлы, сборные грузы и т.п. Мошенники действуют умело и изощренно, обладают знаниями в области грузоперевозок, психологии, с легкостью входят в доверие к менеджерам с целью хищения грузов. Среди основных причин утраты экспедируемых грузов – неосмотрительный выбор субподрядчика, невыполнение менеджерами инструкций по допуску субподрядчиков, халатные и противоправные действия. Перевозка таких товаров всегда требует повышенного внимания и подготовки.

Анализ страховых случаев позволяет составить перечень характерных ситуаций, которые могут закончиться хищением Вашего груза:

Размещение заказов в сети Интернет. Мошенники ищут в сети информацию о предлагаемых к перевозке грузах, связываются с менеджерами и предлагают свои услуги по привлекательным ценам. Категорически исключите размещение заявок в Интернете, используя его только для поиска, последующей проверки и отбора субподрядчиков для перевозок в будущем.

Связь с субподрядчиком. Мошенники выходят на связь, предлагают свободные машины в разных регионах, настойчиво просят предоставить им заказы, выясняя категории перевозимых грузов и их стоимость, при этом все общение ведется исключительно по мобильной связи и/или электронной почте с «публичных» серверов (gmail, yahoo, yandex и т.п.)

Уточните стационарный номер телефона субподрядчика и проверьте его а также, если есть, номер факса, адреса корпоративного веб-сайта и электронной почты, адрес офиса, указанного как место фактического расположения компании.

Регистрационные документы. Документы вызывают сомнение в достоверности/подлинности, компания зарегистрирована или прошла перерегистрацию в текущем году, сменился владелец, в собственности одна машина, имеются все признаки «фирмы-однодневки». Зачастую мошенники используют документы и данные действующих компаний, полученные ранее по факсу или скаченные с общедоступных сайтов. Естественно, после хищения реальная фирма отрицает свое отношение к перевозке. После получения комплекта регистрационных документов проверьте его достоверность, сверив с информацией, доступной на сайтах ведомств, отвечающих за регистрацию компаний (запросив, например, выписку из ЕГРЮЛ), свяжитесь с руководством компании, а не с ее менеджером.

Упоминания в интернете. Серьезная, реально работающая транспортная компания не может вообще не упоминаться в Интернете. Даже если это так, обратите особое внимание на такую компанию.

«Синдром пятницы». Большинство случаев хищения груза происходит с перевозками, которые начинаются в пятницу с доставкой в отдаленный пункт назначения после выходных или праздников. За отведённое время мошенники не только успевают скрыться с грузом, но и беспрепятственно реализовать его. Следует отказаться от использования непроверенных субподрядчиков для этих перевозок, даже если это будет грозить Вам штрафом за несвоевременную подачу транспорта.

Передача заказов в суб-субподряд. Учтите, что самая тщательная проверка Вашего субподрядчика полностью теряет смысл, если последний передает заказ суб-субподрядчику, который не проходит никакой проверки. Не нужно тешить себя надеждой, что Вы получите возмещение убытков от нерадивого субподрядчика – по практике, он либо обанкротиться, либо будет использовать любые возможности, чтобы уйти от огромной материальной ответственности. Рекомендуется запретить дальнейшую передачу определенных заявок в суб-субподряд, убедившись, что Вы работаете напрямую с перевозчиком, либо в договоре согласовать такую схему работы с Вашими субподрядчиками, чтобы избежать бесконтрольного привлечения сторонних компаний.

Использование «втёмную» фактического перевозчика или водителя в мошеннических целях. Одной из традиционных схем мошенничества является привлечение перевозчика, который существует, имеет все требуемые регистрационные документы, в том числе действующий полис страхования ответственности. Однако в процессе перевозки перевозчику или его водителю приходит указание (иногда даже по телефону!) от субэкспедитора-мошенника со ссылкой на грузовладельца – переадресовать груз получателю, отличному от ранее указанного в заявке. Таким образом, груз оказывается в руках мошенников, а реально существующий и выполнивший заказ перевозчик ссылается на инструкцию своего непосредственного заказчика. Если вы экспедируете дорогой ликвидный груз с ранее неизвестным Вам посредником, убедитесь, что непосредственно до сведения перевозчика и его водителя доведен категорический запрет на такую переадресовку груза без подтверждения грузоотправителя.

Замена транспортного средства. Накануне загрузки мошенники присылают информацию о замене транспортного средства, подаваемого под загрузку. Экспедитор не успевает проверить данный автомобиль, а иногда вовсе не придает этому значения (просто меняет номер автомобиля в ТЗ). К заменам транспортных средств следует относится с особым вниманием, уточнить причины замены, заново проверить транспортное средство и водителя, а также предупредить грузоотправителя о недопустимости загрузки несогласованного транспортного средства.

Страхование. В большинстве случаев на Ваш запрос мошенники предоставляют поддельный, выпущенный на другую компанию, неоплаченный договор страхования, либо договор на короткий период страхования - обычно на период предполагаемой загрузки. Редко мошенничество совершают компании с действующим договором страхования. Для проверки действия полиса Вам следует предпринять разумные меры, а именно – направить письменный запрос в страховую компанию, выдавшую полис, или позвонить по телефону и уточнить информацию по полису, записав при этом контактные данные сотрудника страховой компании, который Вам её сообщил.

С учетом описанных выше критериев мошенничества, рекомендуем следующие процедуры:

1) При работе с дорогостоящими и высоколиквидными грузами всегда будьте предельно внимательны и бдительны – максимально проверяйте потенциальных контрагентов;

2) Разработайте инструкцию по подбору и допуску субподрядчиков и строго следите за её исполнением сотрудниками. Не допускайте формального выполнения инструкций;

3) При привлечении новых субподрядчиков требуйте:

·    копию паспорта лица, представляющегося от имени предприятия, и доверенность на его имя на право ведения переговоров от имени предприятия;

·    копию паспорта водителя, копию технического паспорта ТС;

4) Запрашивайте рекомендации потенциальных субподрядчиков от других экспедиторов, перевозчиков, транспортных ассоциаций, проверяйте субподрядчика по отзывам в сети Интернет;

5) Получайте информацию о компаниях-мошенниках, с которыми приходилось сталкиваться Вашим заказчикам и коллегам по бизнесу, в том числе на интернет-форумах. Размещайте такую информацию в общедоступном внутри компании месте и доводите до сведения сотрудников и коллег;

6) Перед допуском субподрядчика к перевозкам дорогостоящих и высоколиквидных грузов рекомендуется привлечение субподрядчика на испытательный срок не менее 2 месяцев и не менее 5-10 перевозок грузов, отличных от вышеуказанных;

7) Учитывая, что недобросовестность субподрядчика зачастую пытаются выдать за банальную кражу, перевозку дорогостоящих и высоколиквидных грузов необходимо тщательно планировать, заранее определять для них список потенциальных субподрядчиков и маршруты перевозок с указанием одобренных для отдыха стоянок (список стоянок с подробными характеристиками представлен на сайте IRU по адресу www.iru.org), инструктировать перевозчиков. Транспортное средство с грузом должно всегда оставаться под присмотром или на охраняемой территории.

8) Введите в компании должность заместителя директора по безопасности, который на основании всей собранной и проверенной информации будет обязан принимать окончательное решение о допуске субподрядчика к перевозкам, а также будет обладать безотзывным правом вето на любую перевозку любым субподрядчиком;

9) Запомните, мошенники ищут ваши грузы, но Вы обязаны убедиться, что Ваши грузы сами не ищут мошенников! Сделайте жизнь последних сложнее, и они просто не станут связываться с Вами!

10) Консультируйтесь со своим страховщиком ответственности о ситуации на транспортном рынке и о современных методах борьбы с противоправными действиями третьих лиц, включая мошенничество. Помните, что грамотный риск-менеджмент способен даже в краткосрочной перспективе существенно снизить риски и убыточность компании, а, значит, и расходы на страхование.

По информации страхового партнера APS – Panditrans, Сетевой партнёр ТТ Клуба (СНГ и страны Балтии).

Поделиться: