yandex
Перевозка несобранного или некомплектного товара: чего ожидать на границе ЕАЭС?

Перевозка несобранного или некомплектного товара: чего ожидать на границе ЕАЭС?

8 ноября 2018

Помимо множества позитивных нововведений, связанных со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС), международные автомобильные перевозчики ощутили на себе также и некоторые сложности применения нового таможенного законодательства. Одна из сложностей заключается в особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союза) в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Условно их можно разделить на две категории.

  1. «Масштабные» и очень крупные товары в физическом плане: заводы, перерабатывающие комплексы, технологические линии и др. Отгрузки компонентов таких товаров зачастую называют «частичными поставками». Перевозка такого рода товаров обычно осуществляется с привлечением большого числа транспортных средств в течение достаточно продолжительного периода времени, иногда по мере проведения монтажных работ. Для данной категории товаров импортеры, как правило, получают решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном (далее – решение о классификации).

  2. Менее крупные товары: станки, производственные установки, машины и др. Такие товары, как правило, перевозятся одновременно в нескольких транспортных средствах в разобранном виде. Целью является одновременное прибытие транспортных средств в таможню назначения, где декларант осуществляет выпуск товара, классифицируя его единым кодом комплектного товара в соответствии с ТН ВЭД. В кругу перевозчиков доставку товаров таким образом принято называть «блочной перевозкой». В большинстве случаев количество транспортных средств, осуществляющих «блочную перевозку», не превышает 5-ти, однако иногда может достигать 20-ти и более. 

Нормы Таможенного кодекса ЕАЭС и Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров» (далее – Решение Коллегии ЕЭК №138) определяют возможность помещения вышеуказанных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с указанием кода ТН ВЭД комплектного товара только при наличии на данный товар решения о классификации либо предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД (далее – предварительное решение о классификации).

Если для первой категории товаров при ввозе на таможенную территорию Союза наличие решения о классификации является нормальной практикой и, по сути, необходимостью для импортера, то для второй категории товаров получение данных решений, как правило, не происходит. Связано это с необоснованными временными и финансовыми затратами. Зачем оформлять, к примеру, решение о классификации на товар, который прибудет в таможню назначения одновременно на 5-ти авто? Такой необходимости для выпуска товара нет, а получать решение о классификации для целей помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с точки зрения любого импортера, который считает время и деньги, – огромная роскошь. А с учетом того, что декларантами данной таможенной процедуры в подавляющем большинстве случаев выступают международные перевозчики, заказчики транспортных услуг привыкли относить вопросы таможенного транзита исключительно к проблемам самого перевозчика.

В случае отсутствия решения о классификации либо предварительного решения о классификации, каждый компонент комплектного товара должен декларироваться самостоятельно с указанием в транзитной декларации сведений о стоимости, количестве и весе брутто. Самая большая сложность заключается в том, что определить стоимостные и весовые характеристики каждого компонента комплектного товара не в силах иногда даже сам производитель, так как у него данная информация может отсутствовать. Еще хуже дела обстоят с перевозками компонентов комплектных товаров, следующих транзитом по территории Союза. В этом случае говорить о наличии решения о классификации или предварительного решения о классификации, выданных таможенными органами ЕАЭС, вообще не приходится. Несмотря на это, Решение Коллегии ЕЭК №138, принятое в целях определения особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении данных товаров, не исключает транзитные перевозки из общих правил.

Небольшим утешением в данной ситуации является предусмотренная пунктом 10 статьи 142 Таможенного кодекса ЕАЭС возможность государства-члена Союза самостоятельно устанавливать особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перевозимых по территории только одного государства-члена ЕАЭС. Подобную норму также содержал и Таможенный кодекс Таможенного союза, поэтому в Республике Беларусь упрощение в данном направлении было давно реализовано. Согласно пункту 6 статьи 186 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» выпуск в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде, перемещаемых разными партиями одним или несколькими транспортными средствами, допускается с указанием единого кода по ТН ВЭД при наличии экспортной декларации страны вывоза товаров, содержащей сведения о классификационном коде товара в собранном виде. Предоставление экспортной декларации страны вывоза значительно упрощает процесс таможенного декларирования и, в свою очередь, служит серьезным основанием для подтверждения сведений, заявляемых в транзитной декларации, так как является таможенным документом.

Однако, если ранее данная норма применялась в отношении всех товаров, перемещаемых через белорусский участок таможенной границы Союза, то в данный момент возможность предоставления экспортной декларации страны вывоза товаров существует только при ввозе товаров непосредственно в Республику Беларусь. При перемещении товаров в остальные государства применяется Решение Коллегии ЕЭК №138, а условие наличия решения о классификации либо предварительного решения о классификации является обязательным.

Очень хочется верить, что в будущем подход таможенных органов государств-членов Союза к данному вопросу изменится, а за основу будет принят опыт таможенных органов Республики Беларусь. Но в настоящее время многие автомобильные перевозчики попросту отказываются от перевозок подобных товаров, дабы не попасть в простои в ожидании документов на границе. Причем ввиду того, что иногда необходимые сведения для таможенного декларирования взять неоткуда, ожидание может быть очень долгим.

Начальник отдела таможенных операций ООО «Автопромснаб-спедишн»
Вадим Наумик

Ваша заявка была отправлена и обрабатывается модераторами! Мы свяжемся с Вами в течение часа.

Ваша заявка не была отправлена!